| Первая страница | Расписание | Архив | Фотогалерея | Пресса | Почта | ЖЖ
     
 

Доклады, прочитанные 23 марта на занятиях Уличного Университета.

Кафедра поэзии прямого действия:
1. "Поэма солидарности (она же разобщенности)"
Павел Арсеньев

ПОЭМА СОЛИДАРНОСТИ (ОНА ЖЕ РАЗОБЩЕННОСТИ).

Мы помним, мы храним верность событию.
40 лет - как 40 дней.

Возвращайтесь в аудитории,
они защищены от пожара.
Из искры, нет, не возгорится -
приняты все меры,
более-менее искренне.

На всякий пожарный следовало бы
сигнализацию встроить и в тело.
Ведь пожар в одной голове
всегда может перекинуться на другую,
И тогда полыхнет весь город.
Для этого-то и нужны -
качественная изоляция индивидов,
система пожарной тревоги,
самый простой телефонный номер,
также, вероятно, призванный напоминать об одиночестве
и невозможности солидарности.

Возвращайтесь в аудитории,
они защищены от шума и сырости.
Они просто созданы
для плодотворных исследований
шума и сырости.
Где как не в аудиториях
можно составить изотермы и шкалы шумов.
Где как не в аудиториях
можно составить компетентное представление об этих феноменах.

Возвращайтесь в аудитории,
они защищены от сумбура улицы -
бесподобной-архитектурой-модерн-фасадом,
Защищены от всей этой глупости и надсады -
- от ежедневных убийств нацменов
- и от цен на нефть колебаний
- от брюзжаний бомжа
- и от дубинок режима
- от всего этого 'централизованного постмодернизма'.

Только в аудиториях священное исследовательское негодование
можно будет без утечки направить
на подробное описание всех нарушений и попраний.
Состроить немой упрек системе.
Не мой и ничей, ведь все мы,
в сущности, не так уж и негодуем,
возвышая свой голос лишь до немоты упрека,
занимая руки - экспертной фигой в кармане.

Возвращайтесь в аудитории,
они защищены в том числе от подобного рода провокаций.
В них всегда найдется мудрый модератор,
ответственное лицо,
чья широкая либералистская душа,
и вы тоже его поймите, не сможет все ж простереться
до постановки вопроса о собственной легитимности.

Вы не хотите играть в подковерные игры,
но вы оставляете нетронутым сам ковер
и оставляете возможность вызвать вас на него.

Когда же вызовут, нечего сетовать -

Возвращайтесь в аудитории,
и вправду, не май-месяц.

23 марта

 

2. Стихотворения "Свободу — Уличному Университету", "Интеллигент - мозг или говно?"
Вадим Лунгул (кишиневский поэт-ситуационист)

СВОБОДА - УЛИЧНОМУ УНИВЕРСИТЕТУ!

Люди у которых отняли свободу,
формально оставив их на свободе -
сразу становятся
потенциально опасными для тех,
кто эту свободу отнял.
А если тех, кому это интересно -
всего 25 человек, то это наводит
на мысль, что у остальных
ее отняли уже давненько.
Ведь отнявший и распоряжающийся
чужой свободой - не хочет,
чтоб точно так же поступили и с его свободой.
Нет, свою личную свободу он бережет,
он ее охраняет и лелеет,
а от других ее склонен прятать.
Ведь свобода она как и человек,
оказывается,
никуда так просто не девается.
сейчас она просто
оказалась в чужих (как водится)
не очень чистых руках.
Вот и все. И тут все зависит уже от человека,
у которого эту свободу отняли.
Если он не готов отстаивать ее
и бороться за нее, то в скором времени
можно быть увереным, что он потеряет
ее уже окончательно. А значит
превратиться в самого обычного
подчиненного того, кто эту свободу отнял.
Он станет его вечным рабом,
а рабу - грех жаловаться
на начальника.
Но это еще не все.
Тому, кто отнял свободу у другого,
необходимо
всех убедить
(и в первую голову самих потерявших свободу),
что свобода вернется сама собою,
(это после того как ей связали руки
и уволокли в чулан) и призвать их -
как можно дольше помалкивать, а лучше - вообще забыть
об этом инциденте
(это потому, что кляп
заткнуть ей в глотку не хватило сил,
уж больно брыкалась), де это приведет к ее скорейшему
возвращению и оздоровлению. Но и этого мало,
нужно еще убедить самых отчаянных,
которые все-таки не станут молчать,
что у них нет никакой свободы.
А ведь на самом деле это ложь.
Их личная свобода покамест никуда не уходила.
Пока она может быть находиться и не так уж далеко.
Это место быть может
здесь за углом, да взгляните, там в темном углу,
в темной подворотне, лежит связанная,
брошенная, издыхающая свобода,
к ней даже не приставили охрану,
(в обществе, где свободу отобрали почти у всех -
нет смысла охранять чью-то последнюю,
быть может, издыхающую свободу).
И вот тут возникает естественный вопрос,
у кого сейчас в руках находится
ваша свобода? Свобода получать
качественное образование, свобода говорить,
свобода дышать, свобода думать, свобода слышать?
У милиции?
У чиновников и правительства?
У других студентов - государственного сектора образования?
Может быть у профессоров и академиков?
У СМИ?
Нет, все не у них.
Ни у кого, ее нет.
А скоро не будет и у вас.
Для этого делается все возможное.
Ибо на государственном уровне важнее,
чтобы у капиталистической системы производства
всегда были бы свежие человеческие ресурсы,
а ведь люди, потерявшие личную свободу,
как раз очень пригодятся людям, желающим повелевать,
которым хорошо известно, что
свободным человеком повелевать очень сложно,
да и экономически не очень выгодно,
другое дело, если у человека
отнять что-то самое главное,
тогда он - твой. он будет трудиться - а ты будешь богатеть
и понукать им. Да, положительно,
более приятнее иметь дело не со свободным человеком,
намного лучше будет, чтобы он потерял свободу,
и превратился в
управляемый экономический и
политический процесс.
Да так нам будет намного удобнее!

Вас 25 человек, но свободу отняли не только у вас,
свободы нет и у миллионов,
Поэтому я говорю вам - вас не 25 человек,
вас много больше.
Ведь свобода - это личное время, свобода - это
отсутствие начальников, взявших на себя
ответственность пользоваться вашей свободой так,
как им будет угодно и так, как им будет выгоднее всего.
А что будет в том случае,
если они поймут, что не смогут ее выгодно использовать,
ведь они просто ее уничтожат, а вы даже знать
об этом не будете.
Если вы прекратите говорить о своей свободе,
то вам никто ничего про нее и не сообщит.
Потому что как это ни печально,
но о гибели чьей-то свободы не принято сообщать,
в стране, где отнята свобода у большинства населения,
это выглядит совершенно неуместно.

17 марта 2008

ИНТЕЛЛИГЕНТ - МОЗГ ИЛИ ГОВНО?

Интеллектуал, интеллигент - это рабочий,
который способен работать в практически
любой области производства
благ. Однако это такой рабочий,
который способен и отказаться трудиться,
если ему кажется, что на данный момент
важнее сделать что-либо другое.
Ценность интеллектуала, всей интеллигенции
именно в том, что она в нужный момент
может превратиться из рабочего в борца.
Сейчас настал именно такой момент.

Интеллектуал - должен превратиться в бойца.
Если он не хочет превратиться в говно.
Сейчас самое время. Завтра из дерьма
будет намного труднее выбраться.
Сегодня вы стоите по колено,
завтра по пояс,
послезавтра по горло.
А на следующее утро вы уже плаваете.
И вас уже никто не отличит от того дерьма,
в котором вы барахтаетесь.
И никто вас уже не услышит.
Пора прекращать просто констатировать
вот дерьмо, вот оно уже доходит до колена,
но я еще могу трудиться
и производить культурные и какие-то другие блага,
мое дело сторона,
я вас предупредил.
Нет. Ты нас предупредил.
Но мы можем тебе и не поверить.
Ведь мы, может быть, за столько лет
в отстойнике,
мы не столь чутки к запаху,
у нас стойкий иммунитет
ко всяческим призывам,
мы, может, ничего и не заметили.
так слегка попахивает,
а, может, почудилось,
может, это как раз идет процесс очищения,
поэтому все больше дерьма всплывает на поверхность.
Однако, всякий понимает,
что дерьмо не рассосется,
если этим никто не займется.
Оно наоборот постарается
заполнить собой побольше пространства,
Ведь когда все вымазаны в дерьме,
намного легче править,
чем если бы в дерьме сидел бы кто-нибудь один.
Так что слова не помогают.
Нужны действия, направленные на расчистку
территории от дерьма,
действия, которые бы способствовали
уменьшению дерьма.
Воздух - сейчас идет борьба за воздух.
Дерьмо - это уплотнительные застройки.
Дерьмо - это работа, приносящая
лишь постепенное обнищание работнику.
Дерьмо - это когда полицейский с дубинкой
дышит тебе в затылок.
Дерьмо нарастает из-за того, что
один хочет поживиться за счет всех остальных,
притом причем, так, чтобы все остальные
об этом и не догадались.
Политическая иерархия - Это
большая иерархичная куча дерьма.
Когда все хотят забраться повыше,
но в данной схеме любое поползновение вверх
сопровождается вдавливанием чьей-то головы
в сероватые воды.
Ведь там на самом верху,
там дерьма можно и не замечать,
можно свободно наслаждаться
спокойной и обеспеченной старостью,
крепким сном, приятными видами на ухоженный сад,
удобрения для которого поступают без перебоев.

Но все ж таки вернемся вниз и посмотрим,
куда девается то дерьмо, которое нам
постоянно показывают
по телевизору, ведь это не виртуальное дерьмо,
это вполне реальное дерьмо.
Ведь дерьмо так трудно не заметить,
закрадывается подозрение,
что где-то наверху кто-то решил,
что раз такое дело,
то нужно его показывать
как можно чаще,
при этом всегда можно
будет сказать, что мы не запрещаем
критиковать дерьмо, вот оно -
дерьмо есть дерьмо.
Но вместо того, чтобы его начать убирать,
его показывают все чаще и чаще.
Посему создается впечатление, что
убирать его никто и не собирался,
а единственный метод,
который власть имущие
предлагают - это бесперебойная трансляция дерьма
по всем каналам.
Как будто от этого оно
способно уменьшиться в количестве.
А мы все как раз заинтересованы
именно в этом.

27 февраля 2008

с солидарностью,
Вадим Лунгул.

Кафедра современной литературы:
1. "Обучение нигилистов" Дима Нечипорук

Кафедра социологии трендов:
1. "Феминистский взгляд на процесс выхода из моды статей Конституции в контексте становления правового государства"
Татьяна Барандова
2. "Дебаты вокруг ЕУ: гендерный аспект" Анна Темкина

Кафдера этнологии:
1. "Пламя в очаге культуры: взгляд на проблему с берегов Пинеги" Ксения Гаврилова

«Окапывание горящей территории», «герметизация помещения», «изоляция нефтепродуктов», «шланг», «инструменты», «ведро», «противогаз» – таким был ответ популярной поисковой системы Google на запрос наиболее частотных контекстов употребления слова «пожар» или словосочетания «тушение пожара». Приведённая лексика входит в лексико-семантическое поле «Пожар» и употребляется при описании ликвидации пожара в мегаполисе или в провинции – ликвидации с помощью самых современных технологий. Тем не менее на территории РФ остались ещё регионы, которые не боятся решать проблему оригинально. Таким регионом оказалось консервативное (с точки зрения сохранения традиционного быта, глубины культурной памяти жителей) среднее течение реки Пинеги (Архангельская обл., Пинежский р-н).

Далее следуют два текста, записанные в 2007 году этнолингвистической экспедицией филологического фак-та СПбГУ (СДК-2007) в деревне Ёркино Пинежского района:

мы гор'е?л'и в'ит' про?шлыj гот  / вот у-на?с там же?н'ш':ины ход'и?л'и у-кр'есто?ф с'-ико?нам'и   // и-во?т Су?мк'ина ход'и?ла  // она? пр'ишла? на-Кра?jбор д'ер'е?вн'и с'-ико?наj и-ход'и?ла  // мы пол'ива?jем там  / копа?jем роф  / што?бы на-кла?дб'иш':е  / ого?н' н'е-п'ер'ешо?л  / а-она? хо?д'ит с'-ико?наj  // и-гла?вно д'е?ло  / смо?тр'иш вот-та?к  / она? ид'о?т и-в'е?т'ер пр'а?мо отвора?ч'ивает  // <…> у-на?с jест' обы?ч'аj / jесл'и пожа?р нач'алс'а? / то же?н'ш':ина разд'ива?jитца догола? / и-б'ир'о?т ико?ну / и-она? опхо?д'ит э?тот дом //

[СДК-2007 д. Ёркино. Т. 8, с. 51-52; Т. 1, с. 13а-14]

ну-jе ? то пожа ? р н'евынос'и ? мыj / уже ? дом гор'и ? т / друго ? j зага ? р'ива / дак тут раз'д'ева ? jуцца / воз'му ? т ико ? ну в-ру ? к'и / сн'и ? мут с-с'иб'а ? / го ? лоj поjду ? т круго ? м до ? му што ? бы н'е-гор'е ? л друго ? j дом //

[СДК-2007 д. Ёркино. Т. 3, с. 60-62]

Характеристика ритуала: обход исполняется одной из старейших жительниц деревни, обладающей особым социальным статусом – «знающей» старухи / колдуньи, часто, отвечающей за совершение религиозных обрядов в деревне (например, похоронного) или ведение "церковной службы" по праздникам. Она ритуально снимает с себя одежду, (главным образом, подчёркивается снятие пояса) и совершает обход горящих зданий с молитвой (иногда заговором) и с иконой Неопалимая Купина (иногда с изображением Николая Чудотворца или распятием), таким образом устанавливая незримую, но непроницаемую, сакральную границу – силой иконы или креста – с целью как изоляции горящих домов, так и ограждения освоенного, культурно упорядоченного пространства деревни от пламени. Показательно, что такого рода ритуалы совершаются только в пределах «очага культуры» – то есть в пределах своего пространства, которое нуждается в защите от разрушительной стихии – порождения хаоса. После описания указанных действий следующим витком сюжета рассказа о пожаре становится констатация неожиданного чуда – вдруг "ветер отворачивает", "пламя уходит вверх".

Особого внимания заслуживает тот факт, все описанные действия – не "наследные" истории, воспоминания родителей информантов, а изложение реального опыта, живой практики, воспоминание о событиях, часто, годичной давности.

На Пинеге известные и другие, более современные способы борьбы с огнём: что такое противопожарный инвентарь или огнетушитель пинежане знают, но традиции доверяют больше (как, впрочем, и в случае заговаривания болезней, ритуального обхода полей во время засухи, к которым прибегают чаще, чем к средствам, предложенным государством). Впрочем, такой взгляд учитывают и некоторые вполне официальные хранители пожарного искусства. Например, в Минском музее пожарного и аварийно-спасательного дела, открытого в 2001 году, среди 2 тысяч экспонатов, рядом с форменной одеждой огнеборцев и ручным пожарным насосом, находится старинная икона Неопалимая Купина, которая не только считалась покровительницей всех спасателей, но и часто сама принимала участие в тушении пожара – как священный предмет, способным заклясть огонь.

Очевидно, что наиболее продуктивным методом борьбы с пожаром оказывается синтез разных технологий (ср. мы пол'ива?jем там  / копа?jем роф  / што?бы на-кла?дб'иш':е  / ого?н' н'е-п'ер'ешо?л  / а-она? хо?д'ит с'-ико?наj  ): технологии от объективного научного знания и технологии от традиционной народной культуры. Таким образом, если когда-нибудь жителям мегаполиса придётся столкнуться с разбушевавшейся стихией, помимо шлангов и ведёр, за ними стоит многовековой опыт предков – вполне приемлемо испробовать и их противопожарную практику. Остаётся уповать на то, что комитеты, руководящие изобретательными огнеборцами, не сочтут древний ритуал неподобающим флэш-мобом.

 
     
Hosted by uCoz