| Первая страница | Расписание | Архив | Акции | Фотогалерея | Пресса | Почта | ЖЖ
     
 

В воскресенье, 31 мая в Москве у памятника Надежде Крупской, что на Сретенском бульваре, прошел очередной Уличный Университет.

Тема: «Психиатрическая власть»

На этот раз дискуссия будет выстроена вокруг психиатрической власти, больного, испытывающего на себе эффекты дисциплинарного принуждения, и социального конструирования психических болезней.

”Приют для заблудших душ” vs “Фабрика безумия”: к социальной критике психиатрии. Анжелика Литвинова

Психиатрия представляет собой уникальную по концентрации противоречий область знания.
Психиатрия как самая стигматизированная область медицинской практики, где ужас перед пациентом-безумцем сращивается с ужасом перед врачом-психиатром, где движение за душевное здоровье сталкивается с антипсихиатрическим движением. Область, где историчность и произвол наиболее очевидны, где интересы доминирующих проявляются наиболее неприкрыто, где социальные последствия выходят далеко за рамки медицинских установлений и категорий. Инстанция регуляции и порядка, декларирующая деятельность в интересах пациента, но защищающая интересы государства. Область, за деинституализацию которой борются вот уже почти 60 лет, а за реформирование - на протяжение почти всей ее истории, но которая вновь и вновь берет свое, меняя обличие, но оставаясь неизменной по сути. Область, где критика медицины заставляет задавать политические вопросы. Область, где вопросов гораздо больше, чем ответов.

Антураж душевной болезни и восприятие ее носителя менялись сообразно изменению социальных, политических и идеологических реалий исторической эпохи. Если в Средние века деревенский дурачок, городской сумасшедший и пророчествующий юродивый были частью повседневности, то начиная с XVII века душевнобольной оказывается внутри сакрального круга социального исключения и изоляции, из которого он не смог выбраться по сей день, а с формированием психиатрии в XIX веке начинается период его активной "нормализации". Такие ученые как Фуко или Дернер указывают, что патология при этом не изобретается или определяется для укрепления нормы, но рождается вместе с ней: появление душевнобольного в качестве социально опасного элемента, требующего дополнительного контроля, связано с появлением дисциплинарных систем капиталистического мира, заболеваемость и степень тяжести болезни дифференцируется в четком соответствии с классовой принадлежностью. Государство и экономическая машина отторгают безвозвратно потерянные элементы и активно пытаются реинтегрировать в систему производства и потребления тех, кто еще не совсем безнадежен, удерживая их, тем не менее, на безопасном расстоянии. Такое положение вещей конституируется и закрепляется на уровне самых рутинных вещей: стереотипов, представлений, практик взаимодействия. Процессы реформирования и деинституциализации в основном придают этим практикам "человеческое лицо", оставляя при этом нетронутыми ключевые функции психиатрических инстанций и производимые ими эффекты, так как они имеют свои глубокие корни в самой организации современных западных обществ. Сокращение конечного фонда психбольниц не ведет к автоматическому исчезновению культурных и социальных смыслов психического расстройства, больной и в частной альтернативной клинике остается больным, формы контроля и приложения власти становятся все более капиллярными, изощренными и действенными. Все это побуждает вновь и вновь ставить систему психиатрической помощи и ее социальную роль под вопрос.

Аудиозапись доклада
Аудиозапись дискуссии
(1 и 2 часть)

В этот же день очередной Уличный Университет в Петербурге прошел в рамках пленэра-голодовки в поддержку Артема Лоскутова.
Тексто- и фото- отчет об учебном дне


 
Hosted by uCoz
На www.gsestate.ru квартиры в новостройках в московской области. | Корейская косметика заказать смотрите на pirim.kz. | тур в зимбабве