| Первая страница | Расписание | Архив | Акции | Фотогалерея | Пресса | Почта | ЖЖ
     
 

5 апреля на Соляном переулке начался новый учебный год Уличного Университета!

Первое занятие было посвящено рекогносцировке ситуации с образованием в России и Европе и прошедшими в связи с ней зимними событиями (Франция, Италия, Греция), а также центральному для УУ вопросу создания как самоуправляемых организаций и ассоциаций в стенах образовательных заведений, так и формирования сети альтернативных (само)образовательных практик. Было сделано два доклада:

1. "Поучения юношеству по расширению и оживлению деятельности", или о пользе и вреде Ницше для жизни. Павел Арсеньев.

Когда знакомишься с ранней работой "О пользе и вреде истории для жизни", в которой Ницше говорит об "историческом" и чему-то ему противостоящем, не покидает ощущение, что он сражается на несколько другом фронте, нежели фронт историзации, под "историческим" имеет в виду нечто сугубо идиосинкразическое. Ницше выступает с критикой современного (но только ли ему?) "исторического образования", обременяющего индивидов "прошлым" и не позволяющего жить настоящим и по-настоящему. В частности этому мешает накопленная таксономия данных, окорачивающих индивида в его практике здесь и сейчас. По мысли Ницше, только в актах забвения, бессовестного и безусловного, сброса культурного знания индивид способен быть равноым самому себе. Перечисляя же конкретные опастности и действительный вред, проистекающие из избытка "истории" в некоторую эпоху, Ницше в числе прочего упоминает: "иллюзию, будто данная эпоха в большей степени, нежели другие, обладает редчайшей из всех дородетелью - справедливостью", "вредную при всех условиях веру в старость человечества" ("нынешнее поколение есть запоздалое поколение эпигонов"), "опасное настроениеиронии эпохи по отношению к самой себе, ведущее к еще более опасному настроению цинизма". Однако все перечисленное в еще большей степени, чем для эпохи Ницше характерно для нашей благословенной постсовременности, своим главным настроением мыслящей как раз неисторичность и внеисторичность как таковую, и как раз этим оскопляющей индивида и запрещающей ему выход в исторический праксис. Т.о. Ницше критикует не столько "историческое образование", как он это называет, сколько стреноживающий подлинно историческое чувство архив накопенных и не претворяемых в жизнь знаний. Т.е. в этом "поучении юношества" Ницше выступает как раз против такой борхесианской вселенной на стороне истории, говоря о необходимости синтетического действия по "приведению всего исторического опыта к известной связности, сплетению разрозненного в целое, вложения в вещи некоего единства плана" (даже если его раньше в них и не наблюдалось - мысль, которую разовьет Хейден Уайт).
Но если здесь все пока более или менее прозрачно и даже ожидаемо для тех, кто знаком с интонацией Ницше, то далее, когда тот пересчитывает собственные призывы к пассионарности, противостоящей "прирожденному седовласию", на множественное число, следует более двусмысленная критика стандартизации индивида и утилитаризации образования. Несмотря на то, что риторика Ницше вплотную подступает к ситуационистской и в принципе может казаться сонаправленной нашим нынешним штудиям и усилиям, порой уточняется, что эти процессы (утилитаризации образования) действительно пагубны, ибо ведут к скучному равенству "современной образованной черни", т.е. "своего рода варварству, воспроизводимому для того, чтобы быть использованным в известных целях". Что до известных целей, Ницше не счел нужным уточнять. И хотя здесь так и просятся на язык (язык критической теории) "эксплуатация", "биовласть" и так далее (Ницше сам постоянно использует метафору птиц, "которых ослепляют, чтобы они лучше пели"), сам он, возможно, имеет в виду нечто совершенно иное - к примеру, демократизацию образования как таковую, которой можно противопоставить тогда только некое варварство для избранных: "нет никакой надобности претендовать на законченное образование, <...> ибо юношество имеет право на все утешения и преимущества, <...> равнодушие и замкнутость по отношению ко многому, окруженному громкой славой и даже к некоторым хорошим вещам".
Т.о. опять дело идет о том, против какого рода утилитаризации и ради какого рода практикализации соответственно мы боремся. И если на каком-то этапе критики понимания образования в индустриальном обществе было достаточно столь общих призывов к буйству, не исключающих и скорее наоборот его элитистского, правого сценария, то уже ситуационистам, парадоксальным образом и наследующим Ницше, и не имеющим с ним ничего общего одновременно в своей критике "воспроизводства невежества в целях его эксплуатации", приходилось уже быть точнее в выборе своих мишеней, хотя и их многие считают чересчур непрактично-карнавальными.

2. Европейская ассоциация свободного образования. Ника и Дана Дубровские.

Аудиозапись учебного дня


Также в честь начала учебного года были выданы студенческие билеты всем действительным участникам Уличного Университета.

 
Hosted by uCoz