| Первая страница | Расписание | Архив | Фотогалерея | Пресса | Почта | ЖЖ
     
 

9 ноября в Уличном Университете прошел очередной учебный день
по теме «Традиция антикопирайта и новые практики свободной рецепции» в рамках анархофеста «Черный Петроград»

1. Антикопирайт. Лекция основана на множестве источников, начиная с вербитского антикопирайта и кончая Лоуренсом Лессигом и его свободной культурой. Основная тема - интеллектуальная собственность как новый репрессивный институт, преодоление которого является одной из важнейших задач.

2. Трудоустроенный detournement или подрывные техники (про)чтения художественных высказываний в данных социальных условиях. Павел Арсеньев

Анархофест "Черный Петроград", начавшийся несанкционированным маршем в пятницу и включавший в себя целый день семинаров в субботу, в воскресенье пришел к Соляному переулку на занятия в Уличный, целиком посвященные либертарным практикам распространения и развития художественных произведений и нематериальной продукции в целом. После экскурса в традицию антикопирайта и представление новых методик подрывного чтения-переписывания наличных художественных высказываний состоялась дискуссия о сконструированности категории профессионализма и репрессивности института интеллектуальной собственности. Поднимались также темы свободного распространения медицинских формул и программного кода, как общественного творческого достояния, на циркуляцию которых наложены искусственые ограничения, приносящие прибыль (впрочем, чаще всего даже не первичным авторам) и игнорирующие нужды людей. Если материальные продукты уничтожаются потреблением и их свободное распространение действительно обусловлено масштабами производства, то продукция нематериальная, напротив, может обогащаться в процессе потребления и обрастать новыми опциями, и уж тем более благодаря современным информационным технологиям может распространяться свободно. В частности на примере литературы была выдвинута идея трудоустроенного detournement'а, в рамках которой ситуационистская практика взаимодействия с кодом (радикальной свободы рецепции по отношению к данному тексту ) уточняется условием необходимости привносить в процедуру (про)чтения-переписывания ценностное измерение, обусловленное собственной социальной позицией, тем самым радикализируя технику detournement, т.е. "чесать текст против шерсти, но следить за рукой". Подобная методика не только манифестирует новый режим бытования художественного высказывания в семиосфере, но и ставит под удар критерий профессионализма в деле приращения общественного творческого достояния, который (критерий) и служит инструментом легитимации репрессивного института авторского права. Разрабатываемое Лоуренсом Лессигом "авторское лево" (copyleft) может иметь несколько градаций (указание первичного авторства, запрет на коммерческое использование, запрет на редактирование), что призвано не столько смирять с современной реальностью адептов концепции демиургического авторства, сколько соотнести утопический горизонт свободной культуры с пока существующими юридическими нормами, расшатывая последние.

После занятий те, кто стал на этот день студентами Уличного, отправились на Владимирскую площадь, где каждое воскресенье проходит Food Not Bombs, инициатива, заставляющая задуматься о том, что и материальные продукты труда (еда) при соответствующей организации общества могут перестать быть дефицитными. "Дефицит это ложь! Капитализм делает еду источником дохода, а не питания!" значилось в раздаваемых прохожим листовках.


 
Hosted by uCoz