Художественная акция "Религия - это стоматология"
в знак солидарности со студентами РГГУ.
Несанкционированная акция, состоявшаяся 11 мая на паперти Казанского Собора и включавшая в себя выступление, пластику и раздачу листовок, была направлена против имущественных и культурных претензий РПЦ, замкнутых друг на
друга и угрожающих сегодня как возможности получения гуманитарного образования, так и успеху формирования гражданского общества в России. Опасность эта еще раз высветилась в связи с историей предъявления Русской Правосоавной Церковью имущественных претензий к РГГУ и продолжительным процессом введения религиозного воспитания в учебных заведениях.
Уличный Университет, взявший на себя роль субъекта действия в интересах студенчества, не мог не отреагировать на подобный эпизод экспансии.
Таким образом, акция носила как антиклерикальный характер, так и была направлена на выполнение еще одной из декларированных задач УУ – возвращение публичности стремительно сужающемуся публичному пространству.
Сама композиция Казанской площади и архитектура собора располагали к политическому action'у со времен Плеханова. В феврале 1917 года именно к Казанскому собору приходят бастующие текстильщицы с Выборгской стороны (когда на тех выпускают казаков, которых в городе всегда не любили). Именно эти собор и площадь, расположенные на центральном проспекте потребления, ареала света и полусвета, в пространстве классового врага, стяжают славу отправной точки революции. В 90-е года, нынче порицаемые при каждом удобном, ступени Казанского собора также служили демократической площадкой для сбора самых различных групп, были своеобразной агорой.
Сегодня и собор и площадь обнесены решеткой. Городское пространство хотя бы на примере этого исторического места все больше начинает походить на туннели для циркуляции атомизированных индивидов от одного торгового центра к другому, чисто технически исключая саму возможность коллективного действия, шествия, собрания.
Мы не заводим плач о разрушении старинных дворцов. Мы создаем новую разметку городского пространства, не обусловленную топографией новых дворцов консьюмеризма.
Организаторы: Уличный Университет совместно с ДСПА и театром танца "Верхотура"
1. "Руки загребущие, глаза завидущие. Система ценностей неолиберализма с точки зрения исследования сказок". Наталия Малаховская
В одном из персонажей русских народных сказок с удивительной точностью воплощается та система ценностей, которая в наши дни празднует свой расцвет в теории и на практике неолиберализма. Это – Кащей Бессмертный. В своём докладе я анализирую этот образ, как он отразился в сказках и преломился в произведениях русской литературы. K аким образом Кащею удалось перевернуть ту исконную систему ценностей, что существовала в мире до того, как он проник в наш мир? Каким образом он пытается превратить все сущностные ценности в эрзац? Я нахожу «друзей» и «врагов» Кащея и составляю «формулы Кащея». Эти формулы представляют собой те модели, по которым Кащей совершил этот переворот системы ценностей. Следующим шагом я нахожу тот «мостик», по которому переходит на сторону Кащея даже тот, кто не собирается иметь с ним ничего общего. Особое внимание я обращаю на то, что в открытом бою Кащея победить невозможно, и на то, что смерть его «составная» (на дубу, в сундуке, в зайце, в утке, в яйце, на конце иглы), и предлагаю пути расшифровки этого ребуса.
2. "Анархия как онтологический выбор".
Алла Митрофанова