|
В воскресенье, 14 июня в Москве у памятника Надежде Крупской, что на Сретенском бульваре, прошел очередной Уличный Университет.
Александр Бикбов
сделал доклад Как возникает движение? Самоуправление социальными науками
Почему в российском научном обиходе отсутствует категория <<peers>> или <<pairs>>
(<<равные>>)? За этой, на первый взгляд, второстепенной деталью научного
словаря раскрывается целый веер особых свойств российского социального и
гуманитарного знания. Категория <<равные>>, или <<коллеги>>, - не просто
понятие, возникающее в историческом контексте европейской науки. Это ряд
практически реализованных структур и процедур, на которых основана
деятельность центров знания в послевоенной Европе. Сегодня эта основа
колеблется под напором единой реорганизации <<сверху>>, производимой в
патерналистском ключе неоконсервативными европейскими правительствами. От
нее же отправляются недавние протестные движения в интеллектуальном мире
Франции, Италии, Германии. Коллегиальная или патерналистская модель
управления академическими центрами -- это ключевая дилемма, решение которой
определяет не только доминирующий тип научных карьер, но и характер
производимого интеллектуального результата. В европейском контексте
относительно автономное пространство социального знания, одновременно более
состязательное и инерционное, чем в России, формируется *как
следствие*относительной автономии научных карьер: органы
коллегиального
представительства, которые <<естественно>> отправляют наиболее рутинные
процедуры оценки академических результатов, столь же естественно производят
эффекты рефракции (в смысле П.Бурдье) внешних неинтеллектуальных воздействий
и административных принуждений. В свою очередь, специфика познавательного
горизонта российских социальных наук во многом определяется отнюдь не
эфемерной <<национальной культурой>>, а слабостью гораздо более приземленных
коллегиальных структур и форм научного самоуправления.
В ходе выступления и дискуссии были кратко рассмотрены:
- элементы модели управления российскими академическими центрами,
- место рутинных коллегиальных структур в условиях чрезвычайной мобилизации,
- роль академических профсоюзов, которые не являются ни коллегиальными, ни
даже в собственном смысле научными структурами,
- роль peer-принципа в формировании научных и учебных программ,
- эволюцию альтернативных площадок знания, в случае, когда они уравновешены
рутинными структурами самоуправления в стенах традиционных академических
институций, и в случае отсутствия такого баланса.
Аудиозапись занятия
Первые вольные слушаетли Московского УУ
|
|