|
Дердь ЛУКАЧ.
БОЛЬШЕВИЗМ КАК МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Из книги "Политические тексты". Пер. с нем. и с венг. – М.: Три квадрата, 2006 /с. 5/
МЫ НЕ НАМЕРЕНЫ заниматься здесь ни вопросом о возможности или невозможности практического осуществленя большевизма, ни размышлениями о тех позитивных или негативных последствиях, которые неизбежны, если он действительно придет к власти. Во-первых, автор этих строк вообще не чувствует себя компетентным в решении подобных вопросов; во-вторых, ему кажется целесообразным, в интересах более четкого видения вопроса, совсем уйти от обсуждения практических последствий: ведь решение тут – как в любом существенном вопросе – носит моральный характер, а потому его имманентный анализ, именно с точки зрения чистого действия, есть задача в высшей степени важная и актуальная. В пользу такой постановки вопроса говорит, с одной стороны, и то обстоятельство, что аргумент, чаще всего звучащий в полемике вокруг большевизма и связанный с разногласиями по поводу того, «созрела» ли уже экономическая и общественная ситуация для его немедленного воплощения в жизнь, уводит к заведомо неразрешимой проблеме; на мой взгляд, ситуация, в которой это («созрела» или не «созрела») можно было бы утверждать с полной уверенностью и наперед, невозможна в принципе, ибо (субъективная) воля, направленная на его /с. 6/ немедленное – и любой ценой проведенное – осуществление, будет по крайней мере такой же органической частью «зрелости» ситуации, как и объективные условии. С другой стороны, понимание того, что даже если победа большевизма, возможно, уничтожит огромные ценности культуры и цивилизации, — эта возможность никогда не станет решающим аргументом в глазах тех, кто по эти
|